Египтяне как они есть

Василий

Египтяне как они есть

Сообщение Василий »

Народ Египта – это фараоны в отставке. Великие достижения во всех областях науки, мировая слава, обожание, страх и преклонение - все ушло, кануло в небытие на откуп историкам и археологам. Роли великих империй передаются в веках, как эстафета, которая ушла от Египта давным-давно. Но на мировой сцене эта страна осталась, теперь играя совсем другие роли, уже не первого плана.

Мы привыкли ездить в Египет как на дачу. Это так же недорого, но, в отличие от нашей дачи, там всегда есть солнце. И чем меньше становится его здесь, тем актуальнее оно для нас там.

Приезжая в эту страну в первый раз, все рвутся исполнить мечту детства и увидеть пирамиды. Многие также исполняют мечту более зрелого возраста и после пирамид едут в Луксор. Любители экстрима игнорируют и то, и другое, погружаясь на дно Красного моря с аквалангами. А кто приезжает во второй и десятый разы (их не так уж и мало!), удовлетворенный сбычей всех мечт, большую часть времени греет косточки на пляже и отрывается на шведском столе. И очень редко кто интересуется, что же представляет собой современный Египет – тот, собственно, народ, к которому мы едем в гости за всеми вышеперечисленными благами?

Предлагаю немного поразмышлять о жизни этого народа, ведь его представители – это не только бессердечные плейбои, использующие в своих целях падких на красивые слова русских женщин, и не только любители подзаработать на туристах, на каждом шагу предлагающие вам дешевые сувениры или сомнительные услуги всего за “One pound, please”. Про Москву тоже говорили, что у нас медведи по Красной площади ходят. Но у медали две стороны, и то, что по другую сторону, никогда не бывает однозначным. Трагедия этого народа – в его исторической судьбе.

История Египта – одна из самых длинных, если сравнивать с другими странами. Пересказывать ее еще раз нет смысла, это было сделано тысячи раз, но из-за понятной сложности задачи ни разу не удалось сделать это полностью. Хотелось бы лишь напомнить основные моменты, чтобы попытаться понять нацию – участницу событий мирового значения.
Только представьте себе – жила великая страна – царство Египетское. Ни с кем не воевала долгое время, и развитие шло очень быстрыми темпами. Египет был настолько богат, что мог себе позволить строительство невероятных по величине и до сих пор непостижимых по замыслу храмов, гробниц-пирамид и статуй.

Начиная с 332 г.до н.э., когда в Египет вошел Александр Македонский, империя постепенно приходит в упадок, и это спустя несколько веков влечет за собой нападения со стороны Персии и Византии. В 7 веке Египет был захвачен арабами-мусульманами, и здесь можно было бы поставить точку в древнейшей истории, если бы не таинственная народность, исповедующая христианство, – копты. Происхождение слова «копт» (искаженное от арабского «Qobt») говорит само за себя. Копт значит «египтянин». Копты хранят чистоту крови и стараются не смешиваться с египтянами. Уже много веков им это удается – копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили красоту точеных профилей фараонов, словно сошедших с древних рельефов. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. До сих пор они стараются жениться или на женщинах-коптах, или на иностранках – европейках.

Копты не признают гражданских браков и разводов, они женятся только один раз и венчаются в церкви. Таинство брака для них свято, и совсем не так, как это принято в остальном христианском мире. Странным образом именно христианские потомки древних египтян-язычников хранят часть ушедшей культуры.

Однако вернемся к арабскому завоеванию. После 7 в. н.э. с каждым новым поворотом колеса истории Египет переставал быть Египтом. Арабский мир тяжелой поступью прошелся по египетской земле. При перевороте обычно первым делом захватывают почту, телеграф и вокзалы – стратегические пункты. Такими стратегическими пунктами в Египте были язык и религия.

В течение многих тысячелетий просуществовал египетский язык. Любой язык, а тем более такой древний, связан с духом народа, определяя его миропонимание. Но разговорный египетский язык исчез из употребления уже к 17 в., и это, конечно, сказалось на характере и обычаях египтян. Последняя фаза развития древнеегипетского языка – это коптский язык, именно он сохранил до наших дней элементы языка фараонов. Но копты – это небольшой процент населения, по разным данным – от 6 до 20%. Остальная часть населения говорит на арабском и, конечно же, исповедует ислам.

Религия – это второй стратегический момент в арабском завоевании Египта. О религии невозможно судить в терминах «хорошо – плохо», но ясно одно: это совсем другая религия, чем та, что была в Египте ранее. Другие ценности – и теперь уже совсем другой народ. Рамадан, пост, молитва пять раз в день, женщины в хиджабах, настороженные глаза.

Египетские мужчины любят хвалиться тем, что им можно иметь четыре жены, это льстит их самолюбию. В реальности все гораздо сложнее. Для того, чтобы родители хотя бы одной девушки дали согласие на брак, молодой египтянин должен иметь определенный уровень достатка. А если он беден, то ему остается работать до преклонного возраста… и заработать достаточно или умереть холостяком.

Но даже если, допустим, все получилось, и он женился – насколько удачным будет этот брак? А вот вы согласились бы выйти замуж за человека, которого видели всего несколько раз в жизни и ни разу не оставались с ним наедине? Я думаю, что согласились бы, так как при существующем положении женщин в Египте лучше все-таки быть в браке, чем в нем не быть. Египетская женщина в 59% случаев из 100 неграмотна и, как правило, не работает. И если муж окажется человеком, которого со временем можно полюбить, то, считайте, вам очень повезло в этой лотерее под названием брак.

Но все течет, все меняется, и с развитием туризма в Египет хлынули новые веяния. Появилось много молодых, красивых и обеспеченных туристок, главное преимущество которых даже не в этом, а в том, что они свободны и раскрепощены. Это не могло не подорвать и без того шаткие моральные устои египетских мужчин. Они стали предпочитать приезжих египтянкам. Но у медали, как мы помним, две стороны, и тот же туризм принес обществу относительное благосостояние и новые возможности – одни египтянки пошли учиться, другие стали помогать своим мужьям в семейном бизнесе.

Но уровень жизни все равно пока остается очень низким. Приходящим в египетские дома бросается в глаза в первую очередь очень старая мебель ручного производства. Все, кто был в Египте, видели недостроенные дома без крыш. Так выглядит большая часть городов. Достраивать - значит платить больше налогов. Вот так и живут, благо, дождь у них - редкое явление.

Питание тоже определяется соображениями экономии. После плотного завтрака, состоящего из фасолевой каши без приправ и растительных котлеток из тамейи, есть не хочется до вечера. А в сладости, мало чем отличающиеся от турецких, льют слишком много масла - оно символизирует богатство, которого так не хватает.
Один египтянин, женившийся на русской девушке, был в изумлении, когда узнал, что на завтрак можно готовить омлет и печь блинчики с творогом. Ведь у его родителей было принято варить куриный бульон на первое, а потом эту же самую курицу жарить на второе.

Предпосылок для ближайшего быстрого развития и обогащения Египта пока нет, так как египтяне не очень любят работать, за что их, в свою очередь, не очень любят трудоголики-турки, работающие в египетском туризме. Основная проблема – это inshallah (что в вольном переводе означает «если будет на то воля Аллаха»). А воля Аллаха, как водится, непостижима, поэтому египтяне полностью складывают с себя ответственность за что бы то ни было. В деловом мире это, мягко говоря, мешает. Вот если бы фараоны в свое время жили по принципу «иншалла», то не было бы в Египте сейчас ни великих пирамид, ни статуй до неба, и нечем было бы привлекать туристов.

Египтяне сейчас не строят храмы. Даже Асуанскую плотину помогали им строить мы, и потом еще много в чем помогали. За это они нас, наверное, и любят. Но, может, и не за это, но все равно больше, чем европейцев. Мы их, наверное, тоже любим, хотя бы за то, что нам есть куда ездить к морю зимой. А к морю нам хочется часто, поэтому с египтянами мы общаемся и будем общаться, и так получается, что к этому народу мы не можем оставаться равнодушными.

Вернуться в «Египет»