Невозможно пройти мимо темы о сомалийских пиратах. И я позволил себе изучить информацию о самых популярных флибустьерах XXI века и сделать несколько выводов…
Сомали представляет собой государство-фикцию, т.е. само государство как бы есть – и на карте Африки, и ее посольства представлены во многих странах нашего мира (в т.ч. и в России), но фактически – это не страна, а территория. С 1991 года правительство этой страны не способно контролировать практически ничего, фактическая власть на сомалийской территории принадлежит полевым командирам разнокалиберных военизированных группировок. Уровень жизни – сами понимаете: сегодня сомалиец жив, а завтра – как получится.
На карте Африки выделена синим территория Сомали, вблизи которой находятся «охотничьи угодья» пиратов.
Идея о пиратстве пришла в голову главарям банд сомалийского побережья где-то в 2000 году и с 2004 новоявленные пираты приступили к активным действиям. Аденский пролив пользуется большой популярностью у морских перевозчиков, так в чем же дело – сомалийцам надоело пересчитывать мелочь в карманах, когда перед носом проплывают огромные барыши! А к риску для жизни сомалийцам не привыкать, полевые командиры — это не богачи, которые раскупают на горнолыжные курорты горящие путевки, они постоянно находятся в противоборстве с друг другом со всеми вытекающими из этого.
В начале своей карьеры сомалийские пираты были робки и осторожны – до 2008 года их попытки захвата судов можно было пересчитать по пальцам. Но с 2008 года африканские шалуны стали играть в пиратов по-настоящему: на сегодня попыток захвата более 500, захвачено около 150 судов, а общая сумма выкупа составила по разным оценкам от 50 до 200 млн. долларов США. Согласитесь, овчинка стоит выделки!
Возникает резонный вопрос – почему совместные действия военно-морских сил мирового сообщества неэффективны? Все дело в двух моментах – времени, в течение которого сомалийские пираты производят захват гражданского судна и международном законодательстве. Абордажная команда пиратов хорошо натренирована – на захват судна уходит не более 15 минут, т.е. прибывший в район нападения военный корабль обнаруживает лишь свершившийся факт захвата, наблюдая в бинокли корму корабля, угоняемого к берегам Сомали. А по международному законодательству сомалийских пиратов нельзя даже арестовывать – пираты, пойманные «с поличным» в территориальных водах какой-либо страны, подлежат передаче этой стране. Другими словами, передаче сомалийским правоохранительным органам, отсутствующим вот уже 20 лет!
Вот такой расклад… Так что для экипажей транспортов, следующих через Аденский пролив, есть только одна рекомендация – при обнаружении признаков сомалийских пиратов уповать на скорость, высокие борта и… молиться.
2024 год стал периодом перемен и вызвал огромный интерес к туризму. В связи с изменениями…
Путешествия: окно в мир возможностей Путешествия - это возможность познакомиться с новыми культурами, историей и…
Путешествие - это не просто смена обстановки, это возможность познать себя и мир вокруг. Это…
Лазурные воды, богатые живописными рифами и неиссякаемым разнообразием морской жизни, создают удивительное подводное царство, куда…
Время как ценный ресурс ⏳ Разница во времени — это не просто цифры на часах.…
Самуи — один из самых популярных курортов Таиланда, известный своими живописными пляжами, экзотической природой и…
View Comments
А мне кажется что их, пиратов, тоже можно понять…
Пожили бы в тех условиях…
Может и не так бы еще поступать начали…
Пропасть в уровне жизни между населением Сомали и, допустим, населением Европы настолько велика, что кроме пиратства делать сомалийцам особо нечего. Но целями рейдерских захватов служит жажда наживы — главарям пиратов плевать на проблемы населения Сомали.
Возникает впечатление, что это ещё кому-то выгодно. Ведь иначе морские державы уже давно напряглись бы и соорудили какой-нибудь блок-пост с военными судами сопровождения.
Конечно, не без элемента выгоды — пираты получают неплохие средства для своего существования, страховые компании в десять раз завысили стоимость страховки, владельцы грузов получают страховую компенсацию, охранные компании получают неплохой доход от сопровождений грузов, посреднические компании зарабатывают свой процент на сопровождении сделок по выкупу груза/корабля/команды и, наконец, морские силы альянса и других мировых держав получают возможность провести полноценную боевую операцию, тренируя свои ВМС. Практически все в шоколаде.
Кроме, наверное, рядовых людей. В смысле, команды судна. Вряд ли им кто-то компенсирует моральный (да и физический вред).
Как правило, пираты не заинтересованы в причинении какого-либо вреда судовой команде. Даже наооборот — в их интересах, чтобы с членами команды ничего не случилось, ведь они служат пиратам живым щитом от ВМС альянса и стран -соседей. К тому же, в крайнем случае за каждого члена команды всегда можно будет выручить некоторую сумму денег, обратившись к их родственникам. Насчет компенсаций от судовладельцев для экипажа судов мне ничего не известно.
Если на меня пираты с оружием пойдут, я испугаюсь. А у человека постарше может и с сердцем проблема случиться. Конечно, в море ходят более-менее здоровые люди, но от острых ситуаций не застрахован никто.
Кто же не испугается, когда в него боевым автоматом тычат. Но, как говорил барон Мюнхаузен, безвыходных ситуаций не бывает!
Недавно прочитал статью, про Русскую смекалку. Когда судно захватили пираты, Команда забаррикадировалась в машинном отделении, и обесточили корабль. Пираты попытались завести его, но ничего не получилось. Такой фокус нужно взять на вооружение всем кораблям, тогда у пиратов доходы то по уменьшатся.
Важным элементом в этой ситуации стала близость боевого корабля ВМС РФ, с которым команде удалось выйти на связь. Если бы не это обстоятельство — кто знает, как бы все обернулось.